Маркетинговый аудит

 

      Потребность в маркетинговом аудите не очевидна руководителю, пока дела у предприятия идут нормально. Когда же начинают уменьшаться объемы сбыта, снижается прибыль, теряются доли рынка, руководитель осознает необходимость его проведения. Маркетинговый аудит - это систематическая, беспристрастная проверка и оценка внешней среды, рынка, деятельности конкурентов, а также маркетинговых действий предприятия.

 

 Цель аудита - определение маркетинговых целей и стратегии маркетинга предприятия.

В результате проведения аудита внешней среды предприятия, клиент получает:

  •  Оценку соответствия стратегических целей предприятия существующему состоянию рынка.
  •  Целостный срез информации о рынке, позволяющий определить возможности развития предприятия и предвидеть возможные "угрозы" со стороны внешней среды.
  •  Определение результатов деятельности конкурентов, что позволяет перенимать удачный опыт, и не повторять допущенные ими ошибки.
  •  Выявление новых способов взаимодействия с рыночной средой, обусловленных постоянным развитием технологий.

 

В результате проведения аудита внутренней среды предприятия, клиент получает:

      •  Объективную независимую оценку текущего состояния системы управления маркетингом компании.
      •  Определение результатов деятельности компании за период аудита, эффективности деятельности, определяемой как соотношение полученной прибыли к затратам (денежным, временным, и т.д.).
      •  Оценка результатов проведения маркетинговых мероприятий.
      •  Анализ качества проведенных маркетинговых исследований, включая оценку принятых на их основе решений.
      •  Оценку комплекса маркетинга и его составляющих.
      •  Выявление сильных и слабых сторон предприятия, оценка их влияния на возможности и "угрозы" со стороны внешней среды.

 

 

Когда нужен маркетинговый аудит? 

      •  В компании есть отдел маркетинга, но никто не знает, чем он занимается и зачем существует.
      •  Ассортимент изменяется стихийно, на складе есть неликвидные запасы, а «ходового» товара не хватает.
      •  Есть необходимость существенно увеличить объем продаж, и вы устали от «ценовых войн» с конкурентами.
      •  Информации о рынке слишком много или ее всегда не хватает.
      •  Нет возможности планировать закупки и прогнозировать финансовые результаты.

        Если компания обеспокоена низкой эффективностью своей деятельности на рынке, то можно и нужно предпринять глубокое исследование — маркетинговый аудит.

 

Маркетинговый аудит — это не проверка работы отдела маркетинга, а независимая оценка положения дел внутри фирмы и положения фирмы на рынке (относительно конкурентов).

Почему маркетинговый аудит нужен в первую очередь руководителю предприятия? Потому что в результате его проведения руководитель получает объективную информацию о:

Состоянии дел на предприятии.

Проблемных и «узких» местах.

Способах решения возникших проблем.

Алгоритмах действий при возможном возникновении подобных проблем.

 

Этапы проведения маркетингового аудита:

1. Оценка состояния информационного обеспечения (причем не как наличие модного или мощного программного продукта, а как функционирование единой внутрифирменной информационно-аналитической системы). Также анализируется состояние клиентской базы данных (структура, возможность ее использования для оперативного проведения аналитической и отчетной работы по продажам); состояние системы управленческого учета и отчетности. Важной частью информационной системы является анализ:

 

      •  продаж (по подразделениям, ассортименту, клиентам, регионам, менеджерам);
      •  наличия и движения товаров;
      •  эффективности ведения бизнеса — систематизированные данные по затратам, доходам, прибыли и убыткам в разрезе товаров и товарных групп, функциональных подразделений и по компании в целом;
      •  конкурентов (списки и карты основных конкурентов по территориям, по товарам, информация о стратегии, ценовой политике компаний и т.п.).

 

Кроме того, необходимо проанализировать направление информационных потоков между подразделениями (документооборот).

2. Важной частью деятельности фирмы на рынке является планирование, а именно уровень стратегического планирования (бизнес-план развития компании), состояние и традиции оперативного планирования (календарные планы работ менеджеров по продажам, руководителей подразделений), использование принципов бюджетирования.

3. Большое значение имеет SWOT-анализ (сильных и слабых сторон компании, возможностей и опасностей, возникающих на рынке).

4. Эффективность работы компании во многом зависит от работы подразделений.

В данном разделе аудита отражают и анализируют выявленные основные проблемы в работе подразделений компании, связанные с блоком продаж, естественно, включая и отдел(ы) сбыта:

          •  закупки
          •  сбыт
          •  маркетинг
          •  складское хозяйство
          •  каналы сбыта
          •  логистика
          •  бухгалтерия, финансы.

5. Изучение и анализ взаимодействия подразделений. Отсутствие четкости во взаимодействии является причиной не только большого количества ошибок в обслуживании клиентов, но и тормозит информационные процессы внутри фирмы.

Основной принцип маркетингового аудита — это комплексная оценка:

используемой предприятием маркетинговой информации

принимаемых на ее основании управленческих решений

и соответствующих решениям действий.

 

Почему это важно?

Как не существует универсального лекарства от всех болезней, так в бизнесе не существует универсального средства достижения успеха. Успех скопировать невозможно, потому что каждая компания уникальна, у каждой компании свои преимущества, недостатки, цели и возможности, в конце концов — кадры.

Для того чтобы двигаться к своей цели (а у каждого предприятия собственная жизнь и собственные цели), необходимо определить, какие мы и что можем, выбрать направление и способ движения.

Конечно же, многие задумывались над тем, как сделать свой бизнес более понятным и прозрачным, более логичным. Именно для этого и нужен маркетинговый аудит.

Главная Маркетинговый аудит

Мы в сети

Мы в сети

Время работы

Понедельник - Пятница , 9:00 - 18:00